Танец живота. Турецкий стиль (из серии "Танцевальные стили")

 

Танец живота. Турецкий стиль (из серии "Танцевальные стили")

История происхождения турецкого танца живота, танцовщицы древности, виды турецких танцев, дизайн костюма, отличие от египетского стиля, известные исполнители, современные тенденции



Чтобы понять природу турецкого танца, нужно заглянуть в историю.
Центральная Азия является настоящей родиной турков, имеющих долгую историю и прошедших длинный путь. Турецкие племена кочевали по Центральной Азии, и поэтому их назвали «степной цивилизацией». Несмотря на кочующий образ жизни, они имели развитую культуру. Благодаря кочевому образу жизни турки были тесно связаны с природой, и их религией было шаманство. Шаман, который совершал ритуал и выступал посредником между Богом на небесах и людьми, совершал ритуальные танцы под аккомпанемент тамбурина. Во время этого ритуала шаман танцевал один, и те, кто наблюдал за церемонией, в обряде не участвовали. Туркам очень нравилось выступать под инструментальную музыку на пирах, следовавших за победой в боях, и на свадьбах. Также хорошо известно, что танец имел важное значение в ритуале охоты – его танцевали и до, и после нее. Путешествуя на Восток в 596 году н. э., византийский путешественник Земарк наблюдал, а затем описал церемонию очищения, во время которой турки танцевали и энергично кружились вокруг костра. Некоторые танцы, появившиеся 1500-2000 лет назад, в Анатолии (Анталии) исполняют до сих пор.
Со временем, покинув Центральную Азию, турки поселились на территории современного Ирана и стали управлять этими территориями как турки-сельджуки. Затем они перебрались в Анатолию, ставшей их родиной почти на тысячу лет. Приняв ислам, турки-сельджуки переняли некоторые элементы исламской культуры, развитой в Иране, но при этом не оставили свои старые традиции.
В этих землях турки познакомились с восточным танцем, и со временем, благодаря своему очарованию, он стал частью их культуры. В летописях говорится, что восточные танцовщицы участвовали в празднествах, проводимых вр дворцах сельджуков и в других местах. Продолжая свой исторический путь с доминированием сельджуков, турки, неся на себе влияние центрально-азиатской, персидской и мусульманской цивилизаций, обосновались в Анатолии, культура которой была сформирована преемницей Римской империи – Византией, а затем обосновали Оттоманскую империю, центром которой стал Стамбул после его завоевания в 1453 году. Султан и другие богатые люди жили в Стамбуле, где танцевальные представления развивались и были очень любимы населением. Стамбул был местом, где восточный танец, относящийся к Византийскому наследию, соединив в себе региональные и традиционные мотивы, обрел новую форму. Вскоре танец стал свмым активным видом искусства в мире развлечений. Поскольку мусульманская религия наложила запрет на танец полуобнаженных женщин-мусульманок перед незнакомыми мужчинами, танцевать его могли только цыганки и немусульманки. Впрочем, даже этим женщинам разрешалось танцевать перед мужчинами не всегда и не везде. Поэтому появились «ченгис» (chengi) - женщины, танцующие для женщин, и «кочекс» - мужчины, танцующие для мужчин. Эти танцовщики и танцовщицы завоевали множество сердец своими страстными танцами потому, что восточный танец основан на показе страсти и желания.
Турция, считающаяся «воротами» на Восток, предлагает много особенностей, которые являются сущностью восточных мечтаний. Восточный танец живота, долгое время являющийся символом Востока, всегда символизировал магическую привлекательность женщин Востока и вызывал интерес в западном мире.
Незабываемых танцовщиц Востока называли «ченгис», и они были звездами Оттоманского мира развлечений. Существует две гипотезы, объясняющие корень слова «ченгис»: одна утверждает, что слово образовалось от слова «чанг» - инструмент наподобие арфы, а другая – от слова «чингене» - так в Турции называли цыган. Ченгис в основном были цыганками. Несомненно, что эти два слова, обозначающие инструмент и танцовщицу, взаимосвязаны.
Цыгане обосновались в Стамбуле после его завоевания султаном Мехметом II. Цыгане, хотя и приняли мусульманство, законам этой религии подчинялись очень неохотно, оберегая свои собственные традиции. Ченгис работали в организованных группах и являлись оплотом мира развлечений. Группа ченгис называлась «кол» (труппа). В каждой труппе был руководитель, ее помощницы и двенадцать танцовщиц, которым аккомпанировали «сирачи», - четыре музыканта, играющие на двух бубнах, скрипке и маленьком двойном барабане с палочками, они тоже были женщинами. Надо сказать, что оттоманские ченгис были знамениты из-за своей однополой любви. Молодые и привлекательные девушки, желающие стать ченгис, и те женщины, которые хотели достичь совершенства в танцевальном искусстве, обучались руководительницей-лесбиянкой. Девушки ченгис имели любовные отношения только с представительницами своего пола, и лишь немногие из них наслаждались обществом как женщин, так и мужчин.
. Ченгис обычно выступали в общественных банях для женщин, если последние организовывали «женский день». Женщины, организующие вечеринки в общественных банях, и те, кто вел мероприятия подобного рода, договаривались с руководительницей ченги и приглашали труппу на работу. Работой ченгис было: обеспечить женщинам приятное времяпрепровождение в бане. Полуобнаженные танцовщицы заставляли женщин испытывать головокружение от лихорадки, вызванной их танцами. В договоре о работе также указывалось, смогут ли ченгис собирать чаевые после того, как представление завершится. Хозяйка вечера была обязана сама давать им на «чай». Некоторые старые и богатые хозяйки не разрешали собирать с гостей чаевые, поскольку это могло их побеспокоить. Но женщины, которым нравились девушки, их выступление и которые вместе с ченгис танцевали во время представления, давали им чаевые или прикрепляли золотые монеты ко лбу танцовщиц. Эта традиция до сих пор жива – танцовщицы ходят мимо столиков и собирают чаевые.
Множество стихотворений и рассказов было написано и песен сложено о ченгис, которые были звездами в Оттоманском мире развлечений. В Оттоманской империи, которая считалась одной из самых могущественных в истории, наложниц, купленных в гарем султана, обучали пению и музыке, а талантливых девушек обучали танцу. Эти наложницы были украшением уединенных вечеров султана и пытались завоевать его сердце своими самыми чувственными танцами. Некоторым из них удалось стать султанскими женами. И все же султан приглашал на особые вечеринки во дворец известных в городе ченгис и одаривал их горстями золота после выступления. Женщины гарема тоже приглашали ченгис для развлечения, и танцовщицам было приятно танцевать перед привилегированным населением гарема.
Историки говорят, что труппы ченгис выступали с красочными представлениями на Оттоманских празднествах, проводимых по случаю свадьбы султана или церемонии обрезания наследника. Турецкие ченгис танцевали даже на фестивале, организованном итальянцами в 1524 году, присутствовали на торжествах в 1530 и 1539 годах. Все слои общества любили и наслаждались магией восточного танца.
Провозглашение Турции Республикой в 1923 г. предоставило огромную свободу для исполнительниц танца живота. Танцовщицы оставили групповые танцы (chengi) и стали выступать сольно. Их выступления стали похожи на show, что имело огромный успех. С развитием этого вида искусства в Турции женщина перестала скрывать свою женскую красоту (nude), костюмы стали более открыты, и был взят курс на сексуальность.
Турецкий bellydance существует как минимум пятьсот лет. Запад стал наслаждаться восточными танцами на своей территории с середины XIX века, но частью западного мира развлечений они стали только в начале XX века. Турецкие танцовщицы вывели свой традиционный танец в мир и, появившись на сценах в разных странах от Америки до Аргентины, с Арабского полуострова до Англии и от Японии до Италии, опутали чарами аудиторию…
Турецкие танцовщицы выбрали стиль ORIENTAL , в котором акцент делается на глаза и внутреннее состояние, но внесли в этот танец много сексуальности. Стиль ORIENTAL присутствовал в мусульманских странах сотни лет, но Турция дала миру новый, неповторимый стиль, в котором чрезмерно присутствует женская сексуальность.
Турки, поселившись на Центральном Анатолийском плато, стали завоевывать близлежащие земли, продвигаясь дальше, – в Европу, Африку. Азию. Образовавшаяся Оттоманская империя на протяжении длительного времени объединяла представителей различных цивилизаций, народов. Поэтому было несколько тысяч народных танцев, которые переплетались друг с другом, и говорить, что существовал чисто турецкий танец, будет неправильным. Турецкие танцы можно разделить на четыре основные группы:
1. Религиозные танцы.
2. Турецкие народные танцы.
3. Современные танцы.
4. Классические танцы.
Кроме этих танцев, ставились очень зрелищные спектакли.
Турецкие классические танцы – это восточные танцы, исполняемые танцовщиками «ченгис» и «кочекс», а также те танцы, которые дали начало танцу живота в том виде, в котором мы его знаем сейчас.
Турция внесла большой вклад в искусство танца благодаря изобретению сложных интересных ритмов. Среди восточных танцев одним из самых ритмичных является турецкий танец. Музыка для турецкого bellydance часто характеризуется звуками гобоя, кларнета, цимбал и барабанов. Ориентальная, восточная, музыка (дословно: музыка с Востока) во многом является музыкой Оттоманской империи, чьи неровные ритмы использовались также в египетской музыке – вплоть до XX века. Такие ритмы, как 10/8 или 5/4, можно обнаружить в турецкой классической музыке. Турецкий ритм «деври хинди» (7/8) даже указывает в названии на свое происхождение.
Обычно дизайн турецкого костюма для bellydance двухчастен, с открытым животом - турецким танцовщицам не нужно прикрывать пупок, как египетским. Костюм напоминает стиль «кабаре»; юбки, как правило, с разрезом, оголяющим ногу. Обычно костюмы расшиты, хотя монисты тоже используются.
Бюстгальтер красив, но ткани в нем маловато, а иногда бюстгальтер вообще заменяют кусочками фольги, наклеенными на соски, или пудрой на груди. Пояс носится высоко, а юбка, закрывающая ягодицы, выставляет напоказ бедра. Некоторые чрезмерно лихие танцовщицы во время выступления могут даже снять юбку. Часто используются небольшие платки или пелерины.
Турецкие танцовщицы не меняют костюмы так часто, как это делают египтянки.
Настоящий турецкий стиль очень живой, яркий и жизнерадостный. Больше
«партера», чем у остальных. Египетский максум не используется, зато используется тяжелый чифтетелли и иногда быстрый карсилама (ритм 9/8). Исполнительницу не сочтут хорошей танцовщицей, если она не сыграет на сагатах.
Турецкая манера исполнения танца живота эротична и артистична. Вероятно, таковой ее сделала естественная конкуренция в гаремах. Целью выступления в стиле bellydance является демонстрация сексуальности, а не только чувственности, и показ костюмов, которые подчеркивают и без того идеальные фигуры исполнительниц.
----------------------------------------------------------------------------------------------
ТУРЕЦКИЙ И ЕГИПЕТСКИЙ БЕЛЛИДЕНС… В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Общеизвестно, что музыка оказывает на танец большое влияние. Турецкая и египетская музыка используют в основном одни и те же инструменты, и часто звучат похоже, но есть одна серьезная разница: это ритм. Египетская музыка сделана в стандартном 4/4, а турецкая – в синкопированном 9/8 (Karshilama). Само собой, это меняет танец и определяет манеру использования кимвалов. Если вы привыкли танцевать под египетскую музыку, турецкая может легко сбить вас с толку. И наоборот.

Наверное, самое очевидное различие между танцорами турецкого и египетского стилей – в «масштабе» движений. Египетские танцовщицы двигаются очень нежно и сдержанно, контролируя себя. Для турецких же танцовщиц движения, кажется, никогда не бывают «чересчур» – все очень преувеличенно – беспечность, забава, иногда даже безрассудность. Турецкие танцовщицы склонны к более энергичному, даже акробатическому стилю выступления, и довольно часто в разгаре своего танца они катаются кувырком или становятся на голову!

Другое интересное различие в том, что турецкий народный танец, похоже, играет большую роль в беллиденс-шоу турецких кабаре. В середине выступления танцовщица может внезапно исполнить бешеную народную пляску, а потом плавно перейти обратно к танцу живота. У египетских танцовщиц для фолка обычно отдельные шоу – или хотя бы отдельные песни: он не выскакивает откуда ни возьмись посредине танца с платком. В танцевальных выступлениях турецкого кабаре многие движения прямо заимствованы из народного танца. Например, турецкие танцовщицы вставляют в свое восточное шоу характерную для цыганского танца работу с юбкой.

Когда люди думают о турецком танце живота, они обычно подразумевают танец на полу. Работа с полом имеет место и в египетском стиле, но с тех пор, как ее объявили вне закона, она потеряла свою популярность, и восстановить ее так и не удалось. В турецком же стиле «floorwork» - очень важная часть шоу. Танцовщица демонстрирует свою гибкость: она падает, садится на шпагат, делает мостики и тому подобное.

Также есть различия и в танцевальных костюмах. Из-за них впечатления от танца совершенно разные. Турецкие юбки обычно носятся повыше талии и по сторонам (чаще справа) имеют огромные разрезы – из-за этого ноги видны почти полностью. Турецкие танцовщицы акцентируют внимание зрителя на ногах и для этого надевают туфли на высоком каблуке. Египетские юбки носятся на бедрах пониже (для большего внимания к движениям нижней части живота). Вообще разрезы более скромные. Египтяне считают беллиденс традиционно «босоногой» формой искусства и с трудом представляют, чтобы танцовщицы носили туфли. В общем, турецкий стиль - ноги, египетский - живот!
---------------------------------------------------------------------------------------------
В своей шоу-программе каждая танцовщица старается максимально раскрыться и показать свои профессиональные способности и таланты. Впрочем, это не является главным для публики. Танцовщица должна уметь «завести» публику, поэтому она использует все средства – например, позволяет клиенту дотронуться до ее монеток на костюме, и не только монеток… Это вызывает огромный восторг публики, особенно мужской ее половины. Также турецкая танцовщица приглашает несколько зрителей принять участие в своем выступлении и согласно древним обычаям Оттоманской империи собирает «чай». Выступая, турецкая танцовщица затрачивает огромное количество сил. Она танцует с удивительной живостью, веселящей зрителей. Она обладает невероятной гибкостью, иначе были бы невозможны все ее гимнастические позы. Как утверждает автор книги «Oriental Bell Dance» Kemal Ozdemir, именно эта крайняя энергичность танца обусловила тот факт, что турецкое выступление короче египетского и что именно по причине проворности и живости, необходимых для танцевания, турецкие танцовщицы становились известными в раннем возрасте, в то время как многие египетские исполнительницы не достигали творческой зрелости и к шестидесяти годам.
В первые годы Турецкой Республики прославилась танцовщица Emin Adalet. Она родилась в 1909 г., а выступать начала в 14 лет. Выйдя замуж за немца, она переехала в Германию и там продолжила танцевальную карьеру – танцевала перед представителями государственной власти Турции.
Следом за ней явилась Nergis Mogol. Она родилась в 1923 г. и впервые появилась на сцене в возрасте трех лет. Слава Nergis Mogol распространилась по Турции, Ираку, Ливану и Кувейту. Считается, что именно благодаря ее деятельности появилось следующее поколение известных танцовщиц. В 50-х гг. этими танцовщицами были Nimet Alp, Melike Cermai и Saliha Tekneci.
В конце 50-х годов Стамбул потрясла Ayse Nana, которая разнообразила свой танец стриптизом. Звездами Среднего Востока в 1960-1970-х гг. были легендарные Sema Yildiz и Inci Birol (фото 3, 4). Сопровождаемая многими почестями, в 1991 г. Sema ушла со сцены.

Sema Yildiz:
/> http://www.semayildiz.com/index.html
/> /> /> /> />
В числе других известных танцовщиц того времени были Ozcan Tergul (фото 5), Leyla Sayar, Birsen Ayda и Zennube. Они снимались в кино, им посвящались известные песни.

В США прославилась Nejla Ates (фото 6). Она снималась в кино и участвовала в постановках Бродвея. Ее считали мастерицей огненного танца.

Nejla Ates:
/> />

Другая танцовщица - Ozel Turkbas (фото 7) – перед тем как переехать в США, снялась в 14 турецких кинофильмах. В 70-х годах, когда bellydance находился в великом расцвете, Ozel выпускала книги, музыку, а также учила танцевать американцев.

В 1980-х годах знаменитостью была Nesrin Topkapi (фото 8). Она первой выступила с шоу по Турецкому телевидению в то время, когда bellydance был запрещен. Nesrin преподавала, в частности, ученицам из Германии, среди которых была популярна. В 90-х годах она организовала в Германии школу восточного танца.

Nesrin Topkapi:
/> /> />
Artemis (полное имя – Elizabeth Artemis Mourat) - известная танцовщица турецко-греческого происхождения, которая танцует и преподает в США. Ее имя вошло в «Энциклопедию танца» как одной из мировых звезд bellydance (фото 9). Ныне она обучает классическому танцу Roman Havasi (Gypsy).

Artemis:
/>
Среди популярных талантов настоящего – солистки Sibel Baris и Burcin Orhon. Движения Sibel Baris очень красивы, но ее стиль чрезмерно соблазнителен. Burcin Orhon – одна из крупнейших звезд современного bellydance. Она – дочь известного турецкого композитора. В юном возрасте Burcin изучала балет и пыталась попасть в национальную балетную труппу Турции. Потерпев фиаско, она стала искать другие возможности, чтобы танцевать профессионально. Попробовав себя в восточном танце, Burcin обрела большой успех. В ее выступлениях доминирует балетная выправка, о чем в числе прочего свидетельствуют очень широкие плие и выбросы ног.

Sibel Baris:
/> />
Burcin Orhon:
/>
Tulay Karaca – танцовщица, которую ныне большинство современных поклонников турецкого bellydance считают самой лучшей танцовщицей Турции.

Tulay Karaca:
/> /> /> />
Кроме нее, звездами современного bellydance признаны такие танцовщицы, как: Birgul Beray, Didem (фото 10), Asena, Elcin, Hale Sultan и другие.

Birgul Beray:
/> />
Didem:
/> /> /> />
Также знаменито своей деятельностью трио Mezdeke. Танцовщицы Mezdeke всегда выступают с платками на лицах и вне Турции известны своими музыкальными дисками, содержащими поп-смесь не только турецкой, но и всей арабской музыки.

Mezdeke:
/>
Хочу представить вашему вниманию свою самую любимую современную танцовщицу турецкого стиля – Tanyeli. Я уверена, что ее необыкновенные женственность, шарм и талант очаровали не только меня, но и огромную мировую аудиторию ценителей восточного танца.

Tanyeli:
/> /> /> />
Сейчас в Турции исполняются все известные современные танцы. А турецкий bellydance к настоящему времени превратился в уникальный стиль, позволяющий танцовщице в полной мере использовать пространство сцены и перемещаться между зрителями.
Молодые турецкие танцовщицы очень редко стали использовать традиционные для турецкого танца сагаты, но их звучание непременно слышно в аккомпанементе к их танцам.

Другие танцовщицы турецкого стиля:

/> /> /> /> /> /> /> http://ru.youtube.com/watch?v=qgGKX8larFI&feature=related
/> /> />
К вопросу о современных тенденциях
(неоклассика):

/>

Последний крик моды в турецком bellydance – мужские танцы. Один из наиболее известных танцоров - Evrim Sultan, дающий выступления почти каждый вечер и являющийся обладателем нескольких наград.
«Танец живота – это не только женское дело, но и мужское. И к тому же это – давняя традиция, возникшая много столетий назад. Этот забытый факт и взяли на вооружение современные турецкие артисты и теперь успешно возрождают давнее проявление своей культуры.
Все чаще танец в исполнении мужчин можно увидеть в разных развлекательных учреждениях страны. На самом деле эта идея не новая. Она берет начало со времен Оттоманской империи. Тогда было заведено, что султана и его свиту танцем живота развлекали юноши, тогда как женщины жили отдельно в гареме и не появлялись на публике. Современные танцовщики гордятся своей работой и говорят, что посмотреть на них приходит разная публика и с очень разными вкусами.
Алекс, танцовщик: «Я танцую на сценах клубов и баров. То, что я делаю, - маргинально и весело. Я могу представить себя на большой сцене во время рок-концерта. На них я тоже выступал».
Мужской танец живота и одежда, в которой его исполняют, существенно отличаются от женского. Артисты говорят, что хотели бы сломать стереотип, согласно которому этот вид искусства считают сугубо женским. Они утверждают, что в нем всегда существовали два образа – мужской и женский, как в классическом балете. Мнения публики – разные.
Имат, клабер: «Я хочу двигаться, как он. Его выступления на самом деле очень красивые. Особенно движения, которые он делает бедрами».
Савас Али, клабер: «Визуально женщина-танцовщица лучше будет развлекать публику. Она выглядит лучше…»
Исполнители же танцев живота не отступают из-за критики и непонимания их искусства и продолжают бороться за признание. Некоторые из них уже стали настолько популярными, что имеют пародистов» (Оксана Лотоцкая, «Факты», ICTV).

Мужской bellydance:

/> /> /> /> /> />
Сегодня турецкие исполнители восточных танцев борются с моральными устоями мусульманства. Как артисты, они стремятся узнать, насколько далеко в этих условиях можно чувственность завести в направлении сексуальности. И только самые смелые, красивые и одаренные танцовщицы способны следовать за лучшими из лучших.


Савенко Л.-Л., инструктор Украинской федерации танцев, ШТ "ЭЛЛАДА"
www.darra_ladushka.io.ua
http://dance.net.ua



Обновлен 03 сен 2013. Создан 18 июн 2009



  Комментарии       
Всего 2, последний 3 года назад
Инна 16 мая 2012 ответить
Очень интересная статья, которая помогала разобраться в турецком стиле.
Эльвира. 28 фев 2014 ответить
"борются с моральными устоями мусульманства")))))))))))) зачем нам еще нравственность?) танец живота - новая совершенная религия)
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником