Танец с сагатами (из серии "Танцевальные стили")

 

Танец с сагатами (из серии "Танцевальные стили")

История происхождения танца с сагатами, его атрибутика, виды ударов, костюм, известные исполнители



В Турции имелся богатый опыт изготовления металлических тарелок разного размера. Сначала они использовались в военном деле: во времена султаната солдаты регулярной пехоты, которая комплектовалась из пленных юношей, так называемых янычар, применяли металлические тарелки в целях устрашения. Со временем турецкие танцовщицы взяли тарелки в свой арсенал – для отстукивания ритма во время исполнения танца. Окрашенный ритмичными постукиваниями, танец приобретал рельефный контур, становился более призывным и темпераментным. Это сближало восточных красавиц с испанками, отличающимися горделивой статью и страстностью. Впрочем, не исключено, что в Турцию в XV-XVI вв. могли попасть мигрирующие испанские евреи, привнесшие в танец турчанок испанский колорит. Таким образом, пройдя долгий путь, сагаты, как разновидность ударных музыкальных инструментов, привнесли в восточный танец неповторимый колорит страстного темперамента темнооких красавиц.
Сагаты, или цимбалы, они же «зылсы» – маленькие металлические литавры (тарелочки) разного диаметра, издающие мелодичные звуки. Слово «сагаты» в переводе с арабского языка означает «маленькие металлические подносы». Вот как это слово звучит на других языках:
- немецкий Zimbeln
- английский cymbals
- французский cymbale
- итальянский cembalo
- арабский Sagat, Zagat
- турецкий Zills
- иранский Sang, иногда Salazil.
Сагаты являются музыкальным инструментом, широко используемым в восточном танце, и представляют собой скрепленные попарно металлические пластины, употребляемые для ритмического прищелкивания. Их обычно используют сами танцовщицы, надевая на большой и средний пальцы каждой руки. Этот атрибут, так же, как трость и канделябр, в танце живота является традиционным. Считается, что сагаты (цимбалы) – самый древний музыкальный инструмент. Первые упоминания об их использовании на пальцах встречается в I веке н. э.
Танцовщица отбивает сагатами ритм музыки, под которую танцует, демонстрирует умение чувствовать ритм. Более опытные танцовщицы могут также с помощью сагатов задавать свой ритм. Сагаты бывают разного качества и размеров, делают их из меди или из серебра. Звук сагатов довольно резкий, но искусные танцовщицы оттачивают технику удара таким образом, чтобы инструмент издавал легкий, звенящий звук. Для этого удар пластинок должен быть очень быстрый, легкий, и «открытый» - то есть, ударили, и сразу же отвели пальцы друг от друга.
В литературе сагаты упоминаются как характерные атрибуты танцев, которые исполняли танцовщицы «ченгис», очень популярные в Турции во времена Оттоманской империи. Говорится также о «гавэйзи» - цыганском племени, которое в начале XIX века обосновалось в Южном Египте. Хотя темперамент танца с сагатами и роднит его с цыганской пляской, известно, что цыгане зачастую пренебрегали подобным музыкальным сопровождением, заменяя его ритмичным прищелкиванием пальцами и языком. Сагаты всегда были популярны в Турции. На закате Оттоманской империи, когда группы танцовщиц «ченгис» потеряли свою былую славу, на загородные встречи торговцев и администрации городов стали приглашать одну-единственную танцовщицу, которая всегда танцевала с сагатами на пальцах. Приглашали именно ту танцовщицу, которая хорошо владела этим музыкальным инструментом.
Музыка может быть либо с прописанным звуком сагатов, либо без него. Сагаты издают разного рода приятные, звонкие и глухие, звуки.
Профессиональные танцовщицы как самостоятельный аккомпанемент часто используют сагаты. Если танцовщица плохо ими владеет, тогда бывает, что весь танец сопровождают так называемые «триады», или «галоп» (базовая схема работы с сагатами), и это утомляет слушателя, поскольку этот инструмент может звучать довольно резко. Поэтому для игры на этом музыкальном инструменте совершенно необходимо знание ритмов арабской музыки. Для сагатов существует три основных вида ударов:
- открытый – когда сагаты быстро ударяются друг о друга и рука раскрывается, позволяя им свободно звучать;
- глухой – сагаты остаются сомкнутыми, звук быстро гаснет, и получается не звон, а лязганье или клацанье;
- краешками – на больших пальцах сагаты ставят вертикально, а на средних пальцах слегка прижимают указательным и безимянным пальцами, а краешком верхнего, расположенного горизонтально, сагата начинаем ударять краешек сагата на большом пальце.
Сагатами можно «выстукивать» как определенный ритмический рисунок, так и простые триоли. Итак, базовая схема работы с сагатами – это триады, базовые ритмы: баллади 4/4, максум 4/4, чифтетели 8/4 и масмуди 8/4.
Сагаты (цимбалки, кастаньеты) – обычно звучат не весь танец, а в определенные музыкальные и хореографические моменты. Они символизируют умение управлять ритмом через сердце, и танец с ними служит для передачи зрителям положительной энергии.
В современной танцевальной традиции основными элементами костюма являются лиф, пояс, юбка или, реже, шаровары. Дополнительные элементы – рукава, головные уборы, платки, разнообразнейшие украшения на шею, руки, уши, талию, лодыжки, парики. Понятно, что, комбинируя такое большое количество элементов, да еще и в цвете, можно создать костюмы, которые одну и ту же женщину будут подавать совершенно по-разному.
Искусство игры на сагатах имеет долгую и почтенную историю. Существует огромное количество рисунков и фотографий, изображающих египетских и турецких танцовщиц с сагатами на пальцах. Интересно отметить, что иногда на этих иллюстрациях сагаты расположены на указательном и большом пальце кисти танцовщицы, а не на среднем и большом.
В комплекте должно быть две пары сагатов. Инструмент хорошего качества имеет две прорези для эластичной ленты, что не позволит сагатам болтаться и даст танцовщице возможность лучше контролировать свои действия. Перед исполнением танца необходимо подогнать эластичную ленту по своим пальцам. Ленту нужно выбрать плоскую, а не в виде шнурка, достаточно тугую, но и свободную, – тогда сагаты будут плотнее держаться, не свалятся с рук случайно и в то же время пальцы не онемеют во время работы.
Движения в танце могут использоваться любые - по желанию и возможностям исполнительницы.

Например: /> /> />
До недавнего времени танцовщиц оценивали по тому, как они умеют играть на сагатах. Если танцовщица танцевала хорошо, но на сагатах не играла, считалось, что она «не исполняет свои обязанности» или «жульничает». Известно, что научиться хорошо играть на сагатах очень сложно. И, чем дольше с этим медлить, тем сложнее потом придется. Опыт многих танцовщиц показывает, что ученицы, которые приступают к изучению игры на сагатах лишь спустя несколько месяцев изучения танца, относятся к ним крайне отрицательно и считают их ненужной сложностью.
Среди множества танцовщиц, хорошо владеющих сагатами, назову лишь:
Artemis (полное имя – Elizabeth Artemis Mourat) - известная танцовщица турецко-греческого происхождения, которая танцует и преподает в США. Ее имя вошло в «Энциклопедию танца» как одной из мировых звезд bellydance.
Sema Yildis – звезда турецкого bellydance, учитель многих танцовщиц, в том числе и Artemis.
В Египте игра на сагатах ныне выходит из моды. Танцовщицы могут играть на них в течение одной песни, но не всего представления. Египетские танцовщицы считают сагаты «инструментом из провинции». В хороших кабаре у них есть крупные оркестры с собственными ударниками, которые играют на сагатах вместо танцовщиц.
Турецкие танцовщицы великолепно играют на сагатах. Но сейчас многие из них отказываются играть, слепо копируя то, что называется «египетским стилем танцевания». В США на сагатах играет большинство танцовщиц средневосточного танца. Они хорошо понимают, что сагаты – важный компонент беллиденса, улучшающий общее впечатление. Средневосточные танцовщицы отличаются от исполнительниц других видов танца потому, что являются одновременно и музыкантшами. Они играют на ударных и должны работать с сагатами как с полноценными музыкальными инструментами. Танцовщицы америкен трайбл заставляют своих учениц играть на сагатах в принудительном порядке. И правильно: искусство находится под угрозой исчезновения. Недавно состоялась крупнейшая Международная Конференция по средневосточному танцу, и в течение трех вечеров ее выступлений на сагатах сыграли только две танцовщицы!
Сегодня сагаты используют в классическом Raks Sharki.

Савенко Л.-Л., инструктор Украинской федерации танцев, ШТ "ЭЛЛАДА"
www.darra_ladushka.io.ua

http://dance.net.ua



Обновлен 03 сен 2013. Создан 18 июн 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником