Психологические аспекты танцевального искусства

 

Психологические аспекты танцевального искусства

«Мы совершенно правы, когда рассматриваем не только жизнь, но и всю Вселенную как танец» (Х. Эллис)



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Жизнь – это танец. Соперничество, борьба, мир – все это формы танца. Танец – это процесс, происходящий тогда, когда мы дышим, едим, пьем и любим. Все мы были рождены в мир танца. «Мы совершенно правы, когда рассматриваем не только жизнь, но и всю Вселенную как танец» - писал известный английский физиолог и исследователь искусства Х. Эллис.
Уникальный феномен танца возник из потребности человека выразить свой внутренний эмоциональный настрой, чувство сопричастности окружающему миру. Не имея математического образования, человек чувствовал, что все, что существует во времени, подчинено ритмическим закономерностям. В живой и неживой природе любой процесс ритмичен и периодичен. Ритм является онтологической характеристикой. Было естественно воспринимать Космос величественным, гармоничным, ритмически организованным. Заставив свое тело пульсировать в соответствии с космическими ритмами, человек ощущал свою включенность в структуру мирового бытия. По словам английского исследователя А. Хаскелла, «танец –это средство выражения эмоций путем постоянной смены движений, подчиненных определенному ритму».
Во всем мире танец признан самым древним видом искусства. Первобытный человек использовал движения тела, чтобы выразить то, что он чувствовал в своей ничтожной борьбе против природы. Также всякий раз, когда он охотился и добывал себе пропитание, убивал опасное дикое животное, ухаживал за женщиной, и даже когда добивался успеха в сексе и хотел продолжить свой род, он выражал свои эмоции через танец. Он пытался высказать свои желания и показать свою боль посредством танца. «Свойственные человеку чувственно-эмоциональные реакции, такие как двигательно-моторные, эротические, гастрономические, обонятельные, несмотря на существенные преобразования, в основе своей… сохраняют все же биофизиологическую природу и восходят генетически к соответствующим реакциям животных, выработанным в ходе приспособления живых организмов к сложным условиям существования и представляющим собой особые ориентировочные рефлексы, облегчающие жизнедеятельность организма» - писала Э. А. Королева - автор монографии «Ранние формы танца». Невозможно назвать точную дату возникновения танцев, однако совершенно ясно, что танец – постоянный спутник человеческого общества на протяжении его многовекового развития. Первобытный танец возник до музыки и первоначально существовал под ритм простейших ударных инструментов. Ритмически организованное телодвижение оказывает сильное влияние на подсознание, а затем и на сознание. Это свойство танца уходит корнями в древнюю традицию ритуальных плясок. Как показывает исследование Э. А. Королевой, первобытный танец являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Уже в эпоху палеолита танцы в связи с разделением труда делятся на мужские и женские, а успех в исполнении этих танцев напрямую связывается с определенными мужскими (например, сила) и женскими (способность к репродукции) качествами. Таким образом, танец становится знаком как социальных, так и индивидуальных характеристик человека. Эта мысль в наиболее яркой форме представлена в работах известного немецкого историка культуры, музыковеда и исследователя хореографии К. Закса – основателя психологического подхода к танцу. По его мнению, «танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения, прежде всего, выражающие всю сущность индивидуума».
Таким образом, с точки зрения психологического подхода, танец – это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» Айседоры Дункан, который определялся ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу» (2, С. 184).
К. Закс отмечал, что один и тот же танец в исполнении разных танцовщиков нередко наполняется различным, а иногда и совершенно противоположным эмоциональным содержанием. Но это касается лишь художественной интерпретации хореографического текста, который обычно, особенно в массовых танцах, остается неизменным и чаще всего не принадлежит исполнителям. К тому же, если танец пользуется популярностью, в нем непременно находят выражение особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы, и не только в хореографическом тексте, но и в его исполнении. «Посмотрите, - писал знаменитый русский писатель Н. В. Гоголь, - народные танцы являются в разных углах мира… Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий…».
Безусловно, искусство танца – прекрасный способ для передачи эмоций, чувств, состояний. На сегодняшний день существует множество танцевальных направлений, имеющих свои кинетико-пластические особенности. И каждый танец определенного танцевального направления имеет ярко выраженные, присущие именно ему интонации и символизм. Например, вальс является символом романтизма, воплощением образа идеальной любви; восточные танцы передают страсть и мощь эмоций, чувственность и эротичность; а танго – это «тайна, которую танцуют двое».
С точки зрения единства биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического подходов танец можно определить как:
1. Форму невербального катарсиса., когда танец выполняет ряд функций, а
именно:
- функцию катарсического высвобождения сдерживаемых и подавляемых эмоций, в том числе социально нежелательных;
- функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;
- как результат первых двух – функцию саморегуляции.
2. Спонтанные движения человека, имеющие пространственно-временную
структуру и выражающие всю сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.
Таким образом, с психологической точки зрения, танец является элементом
спонтанного невербального поведения человека и спусковым механизмом процессов интерпретации в общении (6). В этом контексте танец выполняет функции:
- показателя активного эмоционального состояния партнера;
- создания образа партнера по танцу;
- индикации сложившихся отношений между партнерами и их изменений.
Ритм связан с мышечной реактивностью человека. Об этом знали еще торговцы рабами, в трюмах кораблей перевозившие большое количество черных невольников: танец, спровоцированный ударными инструментами, успокаивал периодически возникавшее волнение среди рабов. У древних народов военные ритуальные танцы проходили в мощных ритмизированных формах, что приводило к слиянию участников танцевального действия и зрителей в едином ритмическом пульсе, что высвобождало колоссальное количество энергии, необходимое в военном деле. Давно замечено, что групповые ритмические телодвижения способствуют появлению мистического чувства родства, единения людей друг с другом. Поэтому многие народы имеют в своей истории танцы, построенные по принципу круга – танцы в кругу, сплетя на плечах друг друга руки или просто держась за руки. Такой танец давал необходимую энергию для переживания важных жизненных событий.
Выделяют три функции ритма, а именно:
- облегчения ритмической координации и кооперации с другими;
- стимуляции спонтанного движения;
- энергетизации скелетно-мышечной системы;
- уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии (1,
С. 26).
Следовательно, поскольку танец благотворно влияет на психику человека и
его организм, его используют как танцетерапию. У всех танцевальных психотерапевтов существует общее понимание танца, который в литературе называется «основным танцем» (basic dance): «Танец – это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал изменения старого образа жизни».
Первобытные религии признали танец частью ритуалов с тех пор, как танец стал вызывать человеческое сопереживание. Мы знаем, что в первобытных религиях ритуал поклонения состоял, главным образом, из короткой молитвы, а затем из определенных танцевальных обрядов.
Но как часть религиозных церемоний танец не удовлетворял человеческие потребности. И человек продолжал танцевать также в моменты счастья. Почти во всех слоях общества практику танца истолковывали как необходимость в выражении человеком своих чувств и состояний – радости, воодушевления, расслабления, удовольствия, игривости, восторга... Например, Седьмой вальс Шопена – тонкая психологическая миниатюра, чудесно передающая настроение автора, его просветленную грусть и спокойную печаль. В опере С. Прокофьева «Война и мир» звучит прекрасный и нежный вальс, рисующий чистую душу Наташи Ростовой, ее зарождающуюся любовь. Знаменитая танцовщица Айседора Дункан говорила: «Человек, все люди весь свет должен танцевать, это всегда было и будет так». В своей книге-мемуарах «Моя жизнь» А. Дункан рассказала, под влиянием чего в ней мог родиться танец. Однажды, вдохновившись знаменитой картиной Боттичелли «Примавера», она создала танец, в котором старалась воплотить нежные побуждения, внушаемые ею. «Я думала, - писала танцовщица. – Танцуя эту картину, я пошлю всем весть о любви, о весне, о рождении жизни, о том, с чем я познакомилась в таких страданиях. Таковы были мои размышления перед «Примаверой» Боттичелли, которую я впоследствии пыталась претворить в танец, названный мной «танцем будущего». Кстати, по словам Л. Н. Толстого, именно чувства человеческие составляют основу всякого искусства: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства…».
Посредством танца можно войти в трансовое состояние для раскрытия сути бытия. В политеистических религиях танец рассматривался как жизненная философия.
Танец – это красивый способ перехитрить свою закостенелую психику, заманив ее на чарующее настроение танца, в тот мир, в котором хочется растворяться и оставаться. На занятиях восточными танцами начинается мягкая работа над собой – без насилия, с любовью к собственному естеству. Все начинается с принятия себя и, в первую очередь, особенностей своей фигуры и внешнего облика. Становится понятно, что внешняя красота возникает от внутренних состояний. Ощущение собственной неповторимости появляется от выполнения элементов восточного танца, поэтому стандартный набор основных движений танца живота у каждой женщины выглядит по-своему привлекательно. Такой танец снимает перевозбуждение нервной системы, ведь основное правило в танце – расслабление, раскрепощение. Добиваясь полного раскрепощения в танце живота, женщина меняется внутренне – в ней появляется «изюминка», являющаяся основой женского очарования и привлекательности. Поглощая различные энергетики этого танца, человек приобретает умение ладить с окружающими, через музыку принимать мир и людей такими, какие они есть, создавая при этом здоровый психологический климат, где бы он ни был, поскольку способен видеть людей в целом, не разделяя их достоинства и недостатки, и полностью принимать мир, входить в него с любовью, непричинением вреда и милосердием. Танец способствует наработке медитативных состояний.
Мне запомнились слова одного из преподавателей школы восточного танца Татьяны Чернявской: «Танец живота – танец, в котором «состояние души – достояние тела». Танец, в котором неважно, Какая ты, важно – КТО ты. Всю свою душу, весь свой мир ты пропускаешь через свое тело, позволяя увидеть, как прекрасно твое сердце. За свою практику я не раз замечала, как во время танца меняется облик у исполнительницы. Серая маска быта срывается в одно мгновенье – и она становится настоящей! Просыпается какая-то детская непосредственность, открытость, доброта. Танец обнажает душу человека, показывая Истинное Лицо исполнителя». К. Станиславский когда-то писал об Айседоре Дункан, чей гений и сегодня продолжает волновать умы и сердца поклонников танцевального искусства: «Я наблюдал за Дункан во время спектаклей, репетиций и исканий, - когда она от зарождавшегося чувства сначала менялась в лице, а потом со сверкающими глазами переходила к выявлению того, что вскрывалось в ее душе…».
Рассказ великого режиссера о танце перекликается со словами великого писателя Л. Толстого об искусстве, которые в полной мере касаются искусства танца:
«Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другому испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» (5, С. 41).
«Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут редки» (4, С. 37).

Заключение

Танец – вечен. Люди танцевали, танцуют и будут танцевать. Когда-то Айседора Дункан описала образ «танцовщицы будущего». Возможно, она тогда думала о нашем веке, о нашем времени. В завершение мне хочется вспомнить о том прекрасном образе танцовщицы, который вдохновлял гениальную Айседору: «Танцовщица будущего будет женщиной, тело и душа которой разовьются в такой гармонии, что движения тела станут естественным проявлением ее души… Из всех частей тела будет сиять ее душа и будет вещать о чаяниях и мыслях тысяч женщин. …Ее движения будут подобны движениям природы: они отразят колебания волн и стремление ветров, рост живых существ и полет птиц, плывущие облака и, наконец, мысли человека, мысли его о Вселенной, в которой он живет. Да, она придет, будущая танцовщица. Она придет в образе свободного духа свободной женщины будущего. Ее знак – возвышенный дух в безграничном свободном теле!».


Савенко Л.-Л., инструктор Украинской федерации танцев, ШТ "ЭЛЛАДА"
www.darra_ladushka.io.ua
http://dance.net.ua



Обновлен 03 сен 2013. Создан 28 июл 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником